Главная » Статьи » Статьи о творчестве

О художнике Евгении Ромашко / 罗马什柯画家序

В современной русской живописи Евгений Викторович Ромашко — самый креативный художник средних лет.

Я познакомился с Ромашко в 2009 году в Москве, в тот день министр культуры России Авдеев А.А. принимал в министерстве культуры нашу делегацию художников из Китая «Путешествие по миру» руководителем которой был Чжан Дэгуан, а я — художественным руководителем, и во время встречи Авдеев представил нам несколько известных художников среди которых был Е.В. Ромашко. С тех пор мы много раз общались и стали хорошими друзьями. При первой встрече с Евгением Ромашко я подумал, что он похож на Сурикова средних лет. Позже я узнал, что он родился в Запорожье и вспомнил про картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», и мне стало интересно, может он как Репин и Суриков тоже потомок казаков. Благодаря этим ассоциациям Ромашко еще больше засел мне в душу, так как этот современный русский художник ассоциировался у меня с двумя великими мастерами — И. Е.Репиным и В.И.Суриковым.

На самом деле, конечно, больше всего меня заинтересовала живопись Евгения Викторовича и его неутомимая творческая энергия. Несомненно, Ромашко — превосходный художник-пейзажист. Как видно из его многочисленных пейзажей, он проехал по всей России, бывал в разных странах Европы. Здесь наиболее примечательно то, что большая часть пейзажей Ромашко создана, непосредственно, на пленэрах.

Пленэр должен быть неотъемлемой частью жизни живописца, это наиболее эффективный способ быть ближе к природе и выковать мастерство создания картины. Пленэр — значит писать жизнь, писать свежие и яркие настоящие вещи. «Прекрасное есть жизнь», это не просто эстетический тезис Николая Чернышевского, на практике, это должно быть принципом, которого должен придерживаться настоящий художник, и, просматривая пейзажные работы Ромашко, можно убедиться в правоте этой истины. Изобразительное искусство на Западе сейчас находится в упадке, изобразительное искусство, изначально, должно отражать естественность, настоящую красоту жизни и чувств, но на Западе остались лишь идеи, выражающиеся в уродливые метаморфозы. Сегодня на Западе очень сложно найти художника, который мог бы создать достойное художественное произведение. Но в России и Китае есть художники, способные написать замечательные картины. Евгений Ромашко один из них.

Тематика пейзажей Евгения Викторовича очень обширна, есть городские пейзажи, есть деревенские пейзажи, отечественные и зарубежные пейзажи. И, все таки, ближе всего ему русские пейзажи, привязанность к Родине и национальная принадлежность являются настоящей душевной силой Ромашко при создании работ. В альбоме, выпущенном художником в 2013 году, в начале и в конце альбома есть две работы выполненные в снежный день, первая работа написана на одной из Московских улиц, вторая написана перед церковью в сельской местности, эти две картины отражают две противоположности: шумный мегаполис и лирический пейзаж провинции. Евгений Ромашко — энергичный, трудолюбивый и очень старательный художник, поэтому его пейзажи чрезвычайно богаты по содержанию, давайте только послушаем поэтические названия его картин и нетрудно будет представить все очарование пейзажей художника: «Мамин сад зацвел», «Важгорт. Потеплело», «Чистый понедельник», «Провинция. Распутица», «Дождик моросит», «Середина зимы. Храм сорока севастийских мучеников в Переславле», «Лужа», «Ветреный день», «Холодает», «Гоголевский бульвар в Москве», «Цветущий июль», «Золотой октябрь», «Погожее утро», «Запахло весной» ……Ромашко, любящий жизнь и природу, любит и все поэтическое в живописи. Из его работ мы видим, то к чему он стремится – это и есть идеалы художника-пейзажиста, выраженные Левитаном. Ромашко преклоняется перед Левитаном, он написал картину «Плес в день рождения Левитана» и тем самым выразил свое уважение к мастеру русского пейзажа.

В пейзажах Евгения Ромашко часто встречаются такие изображения как: дороги, снег, поля и лошади, реки и озера, деревянные дома и лес, но чаще всего встречаются монастыри и храмы. Изображение этой темы – важный культурный символ России, художник всегда ласково и трепетно отображает эту тему, чтобы выразить свою ностальгию по исчезающей русской древней цивилизации и выразить уважение к религиозным чувствам и духовной жизни русского народа.

Работы, созданные Ромашко на Соловецких островах, вызвали у меня большой интерес. Я читал труды великого российского филолога Дмитрия Лихачева о Соловецком монастыре и эти таинственные острова меня очень заинтересовали. В глазах современного человека это малонаселенная северная территория, где находится холодный одинокий Соловецкий монастырь с его уникальным архитектурным стилем, легендарной историей, сохранившимся духом независимости и свободы, что делает его наиболее ценным в воспоминаниях о древней Руси. Евгений Викторович с неутомимой энергией приезжает сюда, чтобы создать полотна и это показывает насколько трепетно он относится к историческому и культурному наследию своей страны.
Ромашко – мой старый друг, он неоднократно бывал в Китае на пленэрах, он интересуется как древней китайской культурой, так и современной. В этот раз он вместе с Владимиром Соковниным организовывает в Китае выставку, это, несомненно, хорошая возможность для китайских и российских художников обменять опытом. Я надеюсь, что благодаря этой выставке, широкая аудитория и художники Китая смогут больше узнать о современном русском художнике Евгении Ромашко и ближе познакомиться с его творчеством. Я искренне желаю ему успешной выставки в Пекине.

 

Бывший главный редактор журнала «Изобразительное искусство»
Заместитель руководителя теоретической комиссии Союза художников Китая
Почетный профессор ГАИЖСА им. И. Е. Репина
Ван Чжун

在当代俄罗斯画坛,叶甫根尼 罗马什柯是最具创作活力的中青年画家.

我 认识罗马什柯,是在2009年的莫斯科,那天俄罗斯文化部长阿夫捷耶夫在文化部接见张德广为团长,我为艺术总监的中国"和平之旅"艺术家代表团,在座谈 中,阿夫捷耶夫部长向我们介绍了几位俄罗斯著名艺术家,其中就有罗马什柯.从此以后我们多次接触,成了好朋友.罗马什柯给我的第一印象,感觉他相中青年时 代的苏里科夫.后来听说他出生在查波罗什,肉让我把他和列宾画的<查波罗什人给苏丹王写信>联想起来,但不知他是不是和列宾,苏里科夫一样, 都是哥萨克的后裔.这种联想,让罗马什柯在我心目中更加高大起来,因为这是一个与列宾和苏里科夫两位艺术大师有关联的当代俄罗斯画家.

其 实,更让我感兴趣地当然还是罗马什柯本人的油画艺术以及他那不知疲倦的创作活力.毫无疑问,罗马什柯是一位优秀的风景画家,而且高产.从他大量的风景画中 可以看出,他的足迹边界罗斯的东南西北,而且远涉欧洲各国.这里更特别指出的是,罗马什柯的风景画始终坚持人类绘画最伟大的传统-------写生.他的 大部分风景画作品都是面对大自然直接写生并当场完成的.

写生应该是一个油画家的基本生活方式,它是由画家亲近自然,体验生命锤炼技巧最有效 的途径.写生,就是书写生活,书写生命,书写一切鲜活生动的有生命力的美好事物.”美是生活",这不仅仅是尼古拉 车尔尼雪夫斯基理论上的美学命题,而且应该是艺术家在实践中实实在在奉行的艺术原则,反复浏览罗马什柯的大量风景画作品,更能证明这一朴素真理的正确性绘 画艺术在当代西方已经大大衰落了,绘画艺术本来应该表现自然,生活和情感中的真善美,但在西方只剩下曲比阿县丑怪变态的观念了.今天在西方画坛,想找出几 个能够画出像样一点的写生作品的画家是非常困难的,按在俄罗斯和中国,能画出精彩的写生作品来的画家却大有人在,罗马什柯就是其中的佼佼者.

罗 马什柯风景画的题材是广泛的,既有城市风景也有乡野风景,既有国内风景,也有国外风景.当然,他最倾心的还是俄罗斯大地的风景,对故土的依恋和民族性的认 同,是罗马什柯风景画创作的真正情感动力.2013年出版的罗马什柯画集中,前后有两幅罗马什柯在大雪天写生的工作照,前面那幅是他在大城市莫斯科街头写 生,后面那幅是他在外省乡间教堂前写生,这两幅照片正好反映了罗马什柯的两大类对象------繁华的大都市和抒情的外省风光.由于罗马什柯精力旺盛,不 辞辛劳的到处奔波和勤奋多产,他的风景画展现了极其丰富多彩的内容,让我们听听这些富有诗意和生活情趣的画作题目,你就不难想象罗马什柯的风景画具有多么 丰富的魅力:<妈妈的花园开花了>,<雪融化了>,<洁净的周一>,<外省泥泞的道路>,<毛毛 雨>,<冬至,四十个谢瓦斯蒂受难者的教堂>,<一汪水>,<多风的一天>,<日渐转凉>, <莫斯科的果戈里林荫道><盛开的七月>,<金色十月>,<天色放晴>,<预见春天 >………热爱生活和大自然的罗马什柯把他热爱的一切都诗话化了,油画了.列维坦曾经援引诗巴拉廷斯基的诗句,来表达风景画家的追求的理想:

            他和自然铜生活共呼吸,
            他懂得溪流的潺潺声,
            他理解树叶的悄悄话,
5.          它能听见操在生长……….

这 就是风景画家的理想--------他自己的心灵能够听到"草在生长"------这是多么伟大的幸福!从罗马什柯丰富的作品中我们可以看出,他所追求的 正是列维坦所表达的风景画家的理想.罗马什柯是心仪列维坦的,他曾画过一幅<列维坦生日那天的普廖斯>,表达自己对这位俄罗斯风景画家老前辈 的敬意.

罗马什柯风景画中最经常出现的形象是路,雪,田野和马,河流和湖泊,木屋和森林,但出现最多的还是修道院和教堂.这个主题形象是俄 罗斯的重要的标志性文化符号,罗马什柯总是怀着深情不厌其烦的反复表现这个主题符号,借以表达自己对渐渐远去的俄罗斯古代文明的怀念和对仍剩制约罗斯的民 众精神生活中的宗教情怀的尊重.

罗马什柯在北方索洛维茨基群岛画的那批作品,引起了我很大的关注.因为我曾经读过俄罗斯国学大师德米特里 利哈乔夫研究索洛维茨基修道院的著述,对这个神秘的圣徒修炼知道充满兴趣.在现代人看来,这个地处北方人烟稀少,寒冷估计的索洛维茨基修道院,以其独特的 建筑风格,传奇的历史变故和在俄罗斯一直保持独立精神和自由精神的崇高名声,使它成为古罗斯保存至今的珍贵记忆.罗马什柯能够不辞辛苦的跑到这里来画下大 批作品,可见他对自己国家历史文化遗产的较重 和深情。

罗马什柯是我的老朋友,他曾多次到中国来考察和写生,对中国悠久的传统文化和很有发 展势头的中国当代文化都非常感兴趣,此次他与索科夫宁搭伴一起来中国北京举办展览,这无疑是一次中俄艺术交流的好机会。我希望通过这次展览,中国的广大观 众和艺术家,能够够更多地了解罗马什柯这位当代俄罗斯画坛上最有发展活力的画家。最后,我在这里要诚挚地预祝罗马什柯的画展在北京取得圆满成功。

               中国美协《美术》在之前主编
                中国美协理论委员会副主任
               俄罗斯列宾美院荣誉教授
                              王仲
| Автор: Ван Чжун